Здесь: мне - 73 года, жене - 70 лет; 45 лет совместной жизни
О факторах, влияющих на тонус и функционирование нашего организма
Основными факторами, влияющими на состояние здоровья и уровень жизненной активности, являются воздействия внешней среды и процессы, протекающие внутри нас самих.
Факторы внешней среды нам более знакомы. Всем известны ежесуточная смена дня и
ночи и ежегодные сезонные изменения.
Метеорологи постоянно информируют нас о предстоящих изменениях погоды:
температуре, влажности воздуха, скорости ветра и т.д.
Мы учитываем предстоящие изменения всех этих факторов и соответственно
подготавливаемся к ним. Это помогает нам сохранять и даже укреплять наше здоровье.
Геннадий Онищенко регулярно предупреждает нас о надвигающихся эпидемиях гриппа
и других инфекционных болезней. Люди своевременно делают прививки и тем самым
сводят к минимуму последствия этих эпидемий.
Процессы, протекающие внутри организма человека, многочисленны и разнообразны
по силе воздействия и по продолжительности. Одни из них хорошо известны, другие менее известны.
К ним, в частности, относятся не резко выражающиеся многолетние эндогенные ритмы, например: 7-летний биоритм, 14-летний ритм снижения интенсивности
(скорости) обменных процессов в организме человека и другие.
Ритмичность - фундаментальное свойство жизни, проявляющееся на всех уровнях её организации. Это свойство жизни не следует игнорировать.
Ритмы в существенной мере определяют тонус и ход нашей жизни.
Невозможно составить грамотную и эффективную программу укрепления здоровья и
реализации жизненных планов без знания и учёта фундаментальных закономерностей,
которые наряду со многими другими факторами формируют режим
функционирования нашего организма как природной системы.
О многолетних эндогенных ритмах я расскажу ниже в "Ритмах моей жизни"
Ритмы моей жизни
Информация о некоторых закономерностях нашей жизни.
Ритмичность - универсальный феномен живой и неживой природы, общий принцип организации различных природных процессов. Такова сущность основного закона природы.
Объектами исследования и выявления у меня я сделал следующие всё ещё достаточно таинственные и слабо изученные многолетние эндогенные ритмы человека:
1. 7-летний биоритм - ритм функционирования организма как
физиологической системы;
2. 14-летний ритм снижения интенсивности (скорости)
обменных процессов в организме человека;
3. 9-летний интеллектуальный ритм - ритм функционирования
мозга как интеллектуально-психологической, информационно-аналитической и
командно-регулирующей системы человека;
4. Периодичность снижения интеллектуального потенциала
человека;
5. 28-летний ритм переходов от одного возрастного периода
жизни человека на другой.
В основу исследования этих ритмов я положил анализ событий личной жизни и
громадный объём соответствующей информации из интернета.
Из информации, полученной через интернет, наибольшее доверие у меня вызвали научно-обоснованные положения:
1. Трохана А.М.- профессора,
доктора технических наук, академика Метрологической академии, автора более 200
научных трудов и изобретений;
2. Максименко С. Д.- профессора, доктора психологических
наук, академика-секретаря отделения психологии и дефектологии АПН Украины,
директора института им.Костюка АПН Украины;
3. Краузе Т. М.- Межрегиональная академия управления
персоналом, г. Харьков; Статья:"Биоритмы: истоки пространственно-временной организации человека";
4. Мелешевича А. В.- Институт генетикм и цитологии НАН
Белоруссии, г.Минск, Доклад:"Материалы к обоснованию онтогенеза человека в плане процесса скорости
регенерации повреждённых тканей".
1. 7-летний биоритм человека.
Академик Трохан А. М. убеждён в существовании 7-летнего ритма человека, на протяжении которого подъём
жизнедеятельности и активности человека сменяется состоянием ослабленного здоровья и физической вялости, которое длится 1-2 года. Смена таких состояний столь же необходимы и естественны, как ночной сон после трудового дня.
В эти годы происходит перестройка различных функций человеческого организма.
Наблюдаются так называемые блуждающие фазы. Фазы могут сдвигаться вперёд или назад во времени и иметь различную продолжительность. Такие сдвиги фаз - нормальное явление.
Отсутствие блуждающих фаз биоритмов, точное постоянство частоты - признак не здоровья, а болезни.
Фазы подъёма всегда значительно длиннее фаз спада.
В вопросе о том, какие факторы формируют 7-летний биоритм человека и с какой
фазы он начинается изначально, существует ряд малоубедительных гипотез.
Наиболее распространено мнение, что 7-летний биоритм - это результат обновления клеток организма человека. Сторонники этой версии считают, что за 7-7,5 лет происходит достаточное обновление тканей тела,чтобы состояние здоровья человека восстановилось.
Но возникает вопрос, соответствует ли это утверждение реальным процессам, имеющим место в нашем организме.
Известно, что различные клетки тела имеют очень разную продолжительность
существования и периоды их обновления редко когда совпадают.
Например, время обновления кожи составляет 2 недели; крови - 150дней; печени - 1 год; костей - 10 лет; кишечника - 16 лет; мышц - 15 лет; возраст мозга всегда равен календарному возрасту человека; возраст сердца остаётся загадкой и т.д.
Тем не менее, из одной научно-популярной публикации в другую кочует миф: наше
тело почти полностью обновляется за 7 лет.
В молодые годы, как известно, процессы восстановления здоровья идут быстрее, а
в старческом возрасте сильно замедляются. Однако 7-летний биоритм проявляется в течение всей жизни неизменно и регулярно.
Видимо, существуют другие факторы, которые непрерывно действуют на человека так,
что регулярно и постоянно формируют этот ритм.
Здесь я хотел бы высказать свои соображения по этому вопросу.
Краузе Т. М. в своей статье привёл данные о продолжительности как врождённых,
так и формирующихся в течение жизни биоинформационных ритмов человека.
Из них наибольший интерес представляет ритм, формирующийся в процессе
внутриутробного вынашивания и рождения ребёнка. Как известно, вынашивание
ребёнка в утробе матери длится 280 суток. Затем 40 суток проходит процесс
синхронизации ритмов мозга младенца с ритмами космофизического информационного
поля. Эти 40 суток являются периодом дозревания младенца до состояния полноценного ребёнка-человека.
Полный период, в течение которого происходит зарождение, развитие и окончательное формирование ребёнка, составляет таким образом:280+40=320 суток(более точно 319,85 суток) .
Реальным днём рождения ребёнка являются 40-ые сутки после его появления на свет, т. е. 320-ые сутки после его зачатия (а не 280-ые сутки).
Эти 320 суток являются естественным, врождённым, первичным биоритмом человека.
На этот ритм накладываются все остальные природные ритмы, в том числе годовой
космофизический ритм, который равен 365,25 суткам.
8 врождённых биоритмов точно укладываются в 7 годовых ритмов: 319,85x 8 =2558,8 суток;
365,25x 7= 2556,7 суток. 2558,8 - 2556,7 = 2,1суток.
Несовпадение реального дня рождения с календарным на стыке каждых 7-го и 8-го годов жизни составляет всего 2,1 суток. Эта разница столь мала, что ею можно пренебречь.
Реальный день рождения ребёнка выпадает на конкретный день года, который является календарным днём рождения человека.
В этот день земля, луна и солнце располагаются совершенно определённым образом по отношению друг к другу и формируют в это время гравитационное поле, электромагнитное поле и другие поля
и потоки, которые в другие дни года имеют другую интенсивность и направление,
поскольку взаимное расположение в космосе земли, луны и солнца тогда уже другое.
Характеристики гравитационного, электромагнитного и других полей первого дня
рождения запечатлеваются в организме и мозгу только что родившегося ребёнка на всю жизнь.
Вообще в мозгу человека хранится вся информация, поступающая из окружающего мира.
Проблема человека заключается не в том, чтобы что-то запомнить, а в том, чтобы что-то вспомнить.
Можно с достаточной уверенностью полагать, что периоды максимальной несинхронности
врождённого биоритма с годовым космофизическим плохо отражается на самочувствии
человека и на здоровье его организма. Это схоже с работой в ночную смену. Таким
периодом является 4-ый год каждой очередной семилетки жизни человека. Этот
период называется фазой спада 7-летнего биоритма.
А периоды полной синхронности и малой несинхронности врождённого ритма с годовым ритмом лучше и легче переносятся человеком. Такой период называется фазой подъёма 7-летнего биоритма. На него выпадают 1-ый, 2-ой, 6-ой и 7-ой годы каждой очередной семилетки жизни человека.
Ход врождённого биоритма и годового космофизического ритма с большой точностью повторяются каждые 7 лет, начиная с первого реального дня рождения. И именно взаимовоздействие этих двух ритмов, надо
полагать, является основным фактором, который формирует 7-летний биоритм человека.
Краузе Т. М. установил, что генеральная коррекция всех ритмов осуществляется в жизненном цикле человека в: 0 лет; 7 лет; 14 лет; 28 лет; 56 лет и 112 лет. Эти годы являются нулевыми точками всех ритмов, так как в этих точках совпадают периоды и фазы всех колебаний ритмов, т. е. происходит полная синхронизация ритмов.
В годы совпадения фаз ритмов, как мы установили, человек чувствует себя лучше,
чем в остальные годы. А поскольку первым таким годом является нулевой год, т.е. реальный день
рождения, следовательно, 7-летний биоритм человека начинается в момент рождения с максимального значения фазы подъёма.
В пользу такого вывода свидетельствует и тот факт, что большинство младенцев
рождается в состоянии максимально хорошего физического здоровья, какое только
возможно на тот момент. Природа ставит перед ними задачу во что бы то ни стало
выжить. Всё остальное в тот момент неважно.
Таково моё видение процесса возникновения и формирования 7-летнего биоритма и
вопроса о том, с какой фазы он начинает проявляться изначально у человека.
Нормальный ход ритмов и их сила могут начать проявляться лишь к 18-20 годам
жизни, когда процесс физического формирования человека практически завершился.
До этого возраста человек проходит период бурного роста, развития и перестройки
всех систем и органов организма. Интенсивность развития молодого организма полностью заслоняет и затмевает ход всяких там ритмов, циклов и фаз.
Что касается меня, то по моим воспоминаниям о годах студенческой жизни наилучшее здоровье, хорошая физическая форма и высокий жизненный тонус были у меня в 21 и 22 г.г. жизни.
Считаю, что именно в этом возрасте я находился в фазе подъёма 7-летнего
биоритма. В дальнейшем этот подъём (иногда больше, иногда меньше) отмечался у
меня через каждые примерно 7 лет.
2. 14-летний ритм снижения интенсивности (скорости) обменных процессов в
организме человека.
Из доклада Мелешевича А. В., прочитанного им в институте генетики и цитологии
НАН Белоруссии, можно сделать следующий вывод:
Установлено 7 периодов в жизни человека, в течение которых гомеостаз (т. е.
постоянство внутренней среды организма) не меняется: от 1 года до 10 лет вкл.; от 11 лет до 24 лет вкл.; от 25 лет до 38 лет вкл.; от 39 лет до 52 лет вкл.; от 53 лет до 66 лет вкл.; от 67 лет до 80 лет вкл.;
и от 81 года до 94 лет вкл.
Переход от одного к следующему периоду происходит не по годам, месяцам, суткам
и даже не по часам,а дискретно, скачкообразно.
Смена состояния организма человека происходит между: 10 и 11; 24 и 25; 38 и 39; 52 и 53; 66 и 67;
80 и 81; 94 и 95 годами.
Общей особенностью этих переходов является то, что они происходят в момент
предельного нижнего значения фазы спада 7-летнего биоритма.
При этом скорости обменных процессов в организме (в том числе скорость
выработки максимально возможного количества энергии за единицу времени) каждый
раз снижается на 10-13% и составляет от 1 года до 10 лет вкл.- 100% ; от 11 до 24 лет вкл.- около 90% ; от 25 до 38 лет вкл.- около 80% ;от 39 до 52 лет вкл.- около 70% ; от 53 до 66 лет вкл.- около 58% ;
от67 до 80 лет вкл.- около 46% ;от 81 до 95 лет вкл.- около33% ; после 95 лет- около 20% и мене.
После 95 лет организм человека вырабатывает так мало энергии, что её едва
хватает на поддержание физиологических процессов организма.
Приведённые данные относятся к человеку в обычном нормальном состоянии здоровья.
Смена скорости (интенсивности) обменных процессов в организме человека
осуществляется следующим образом.
Ядро клетки человека содержит 22 пары автосом и 1 пару половых хромосом. Они(половые хромосомы) состоят из 7 групп автосом, обозначаемых буквами А, B, C, D, F и G. Эти группы называются энергоблоками.
Группа А отвечает за начальный, наиболее высокий по интенсивности развития, уровень реактивности и скорсти обменных процессов в организме человека в период жизни от 1 года до 10 лет вкл.
Группа В регулирует скорости обменных процессов в период жизни от 11 до 24 лет вкл.;
группа С- с 25 до 38 лет вкл.; группа D - с 39 до 52 лет вкл.; группа Е - с 53 до 66 летвкл.;
группа F - с 67 лет до 80 лет вкл.; группа G - с 81 до 94 и более (в редких случаях) лет.
Отработав 10 лет энергоблок А спонтанно отключается, после чего самопроизвольно
по программе, заложенной в генах, включается энергоблок В на период в 14 лет. Аналогично происходит последовательное отключение и включение всех остальных энергоблоков (С, D, E, F и G).
Отключение седьмого- G - блока знаменует терминальный период жизни человека.
Отключение G - блока ведёт к естественной кончине человека, дожившего до своего генетически запрограммированного предельного возраста (иногда 100 и более лет)
3. 9-летний интеллектуальный ритм человека.
Особенности развития и функционирования интеллектуальных творческих способностей человека неплохо (даже оригинально) осветил академик Максименко С.Д.
Он полагает, что развитие интеллектуальных творческих способностей происходит в соответствии с математическим законом "золотого сечения"- закона природы и жизни человека.
О золотом сечении знали ещё в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае, в древней Греции.
Золотое сечение - это деление непрерывной величины на две части в таком
отношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая ко всей величине. Отношение большей части к меньшей составляет 62:38. По закону золотого сечения в ряду чисел последующее число всегда больше предыдущего в1,618 раз, а величина любого числа всегда равна сумме двух предыдущих.
Золотое сечение широко распространено в природе, Так, деление тела человека точкой пупа - важнйший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах 13:8 =1,625, а пропорции женского тела - 8:5=1,6.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча предплечья и кисти, кисти и пальцев.
Закономерности золотой симметрии широко распространены в растительном и животном мире,в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов и т. д.
Эти закономерности, как указано выше, есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционированииголовного мозга и зрительного восприятия.
Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше
вымышленных. Многие люди стремятся найти золотое сечение во
всём, используя случайные совпадения и прибегая к подгонке
к желаемому результату.
Для исследования проблем развития интеллектуальных творческих способностей
академик Максименко С. Д. использует числа Фиббоначчи:1,2,3,5,8,13,21 и т. д.
Эти числа используются преимущественно в архитектуре и искусстве. Их особенностью является то, что они округлены в большую сторону, что приводит к чрезмерному большому значению последующих чисел.
Существует другой ряд чисел, соответствующий закону золотого сечения, - это
первый ряд чисел по ГОСТу СССР, а именно: 1;1,6; 2,5; 4; 6,3; 10; 16... Числа
этого ряда, наоборот, округлены в сторону уменьшения, что приводит к уменьшению последующих чисел.
Я взял из обоих приведённых рядов седьмое число. В первом случае это число 21,
а для второго случая - число 16. Среднее значение этого числа будет: (21+16) : 2=18,5.
Это число означает возраст, когда проявляется какая-то фаза ритма мозга человека как
интеллектуально-психологической, информационно-аналитической и командно-регулирующей системы.
Чтобы определить, в какой фазе ритма я в этом возрасте находился, надо вспомнить о своих делах и успехах в период с 16 по18 лет.
А они следующие. В 16 лет я был чемпионом школы по шахматам и руководителем
шахматного кружка в поселковом Дворце культуры.
В 18 лет легко, просто и изящно сдал все вступительные экзамены в институт.
Набрал 23 балла из 25 возможных.
Потом повторно сдал за одного парня экзамены по русскому языку и литературе устно - тоже на оценку 5. Затем сдал за другого парня экзамены устно по физике и математике - и опять на 5.
Первый курс проучился без каких-либо проблем с оценками 4 и 5.Тогда мне было 19 лет.
Это был период повышенной интеллектуально-психологической активности,
сопровождавшейся творческими успехами, определённым чувством энтузиазма и
спокойной уверенностью в правильности принимаемых решений и действий.
Где-то в 18,5 лет я достиг максимума фазы подъёма интеллектуального ритма
функционирования мозга как интеллектуально-психологической, информационно-аналитической
и командно-регулирующей системы.
Жизнь и практика работы, в частности в качестве конструктора, показали, что
подъём интеллектуальной активности проявлялся у меня примерно каждые 9-10 лет жизни.
Какие факторы повлияли на величину этого ритма, сказать не могу.
Академик Трохан Ф. М . отмечает, что все ритмы не абсолютно одинаковы и имеют
индивидуальные различия, т. е. зависят от индивидуальных особенностей личности.
Он также считает, что космофизические факторы более существенно влияют на жизнь
на на земле, чем принято считать. Эти факторы могут сформировать определённые
ритмы у людей.
Мой 9-летний ритм мог сформироваться под воздействием фактора влияния Луны на Землю.
Известно, что наиболее высокое и наиболее низкое стояние Луны над горизонтом регулярно чередуются через каждые 9,3 года.
Это приводит к тому, что скорость вращения Земли вокруг
своей оси также меняется каждые 9,3 года. Соответственно изменяются
гравитационное поле, магнитное поле и другие поля Земли.
А регулярно повторяющиеся воздействия на человека внешней среды, как известно,
формируют соответствующие ответные реакции и ритмы организма, в том числе
головного мозга человека.
Академик Трохан А. М. обращает внимание на то, что многократно проводившийся
методом экспертных оценок контроль за работой лучших астрологов показал, что
правильный прогноз они дают примерно в 70% случаев. Это значительно выше, чем в
прогнозах фундаментальных наук, в футурологии и в метеорологии.
Это утверждение заинтересовало меня. Я проверил, насколько же совпадает
астрологический прогноз с реальными событиями моей жизни. Результаты проверки
таковы:
-- Мой цикл формирования - годы закладывания фундаментально важной информации,
обучения и приобретения опыта (формирования жизненной основы) - заканчивается
по прогнозу в 29 лет.
Действительно, в 28 лет я женился, на следующий год родилась
дочь. Какое уж там дальнейшее формирование...
-- Мой продуктивный цикл-рабочий цикл, период трудовой деятельности -
заканчивается по прогнозу в 56 лет. Действительно, в 56 лет я вышел на пенсию.
С учётом этой информации можно при желании считать, что мой 9-летний ритм
сформировался не без воздействия космофизических факторов.И, наконец, дополнительным доказательством существования у меня 9-летнего
интеллектуального ритма является, возможно, то обстоятельство, что я начал
писать эту работу накануне моего 74-летия: 9,3x 8=74,4!
Неплохо было бы, если бы этот ритм проявился в моей жизни ещё пару раз!
4. Периодичность снижения интеллектуального потенциала человека.
Все мы знаем, что с возрастом физический и интеллектуальный потенциал человека
снижается. Специальные исследования подтвердили эту общеизвестную истину. Так,
например, краткосрочная вербальная память в 30 лет составляет 96% от максимального значения; в 40 лет - 87%; в 50 - 80%; в 60 лет - 75%.
Производительность интеллектуального труда в результате накопления знаний,
опыта и умения перерабатывать информацию держится на высоком уровне до 39 лет. Затем уровень способности к усвоению новой информации неуклонно снижается.
Большинство исследователей этой проблемы считает, что снижение
интеллектуального потенциала человека происходит не спонтанно и хаотично, а строго
в соответствии с математическим законом золотого сечения.
Ряд достаточно точных чисел, получаемых по этому закону, следующий: 1; 1,6;
2,5; 4; 7; 11; 18; 29; 46; 75; 121 и т. д. Они означают годы
жизни человека, когда его интеллектуальный потенциал достигает определённого
уровня, отличающегося от предыдущего. Для нас наибольший интерес представляют
числа 18, 29, 46 и 75. Эти годы охватывают наиболее активный период жизни человека.
Анализ всей выше приведённой информации выявил, что каждое последующее снижение
интеллектуального потенциала после 30 лет жизни равно удвоенной величине
соответствующего очередного увеличения числа из ряда золотого сечения. Так,
если в 28 лет снижение составляет около 4%, то в 46 лет
оно по закону золотого сечения должно бы равняться 7%.
В действительности оно составляет: 7х2=14%, а в 75 лет - 11х2=22% от
предыдущего уровня соответственно.
В результате я вывёл следующий ряд лет, когда мой интеллектуальный потенциал
устанавливался на определённом стабильном уровне от максимального значения:
18,5лет - 100%; 28 лет - 96%; 46 лет - 82%; 74 года - 60%.
Здесь я хотел бы остановиться на том, что входит в понятие
"интеллект". Под современным определением интеллекта понимается
способность к осуществлению процесса познания и эффективного решения проблем, в
частности, при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект как
способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как:
обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём анализа,
находить в ней связи, закономерности и отличия т.д.
В обычной жизни человек редко использует все 100% имеющихся у него
интеллектуальных способностей. Как мы выявили выше интеллектуальный потенциал с
возрастом снижается. Но исторические примеры и специальные исследования показывают,
что если использовать в полную меру те 30%-50% интеллекта, оставшиеся от
когда-то достигнутого максимума, то и этого достаточно для успешной
деятельности до глубокой старости.
Так, И. С. Гёте написал последнюю часть Фауста в 82 года;
Исаак Ньютон написал предисловие к своим Принципам в 83 года;
Микельанджело спроектировал купол на соборе св. Петра в 87 лет;
Павлов И. П. до конца жизни (87 лет) руководил институтом физиологии А.мед.Н.СССР.
Похоже, что проблема человека заключается не в том, что у него мало
интеллектуальных творческих способностей, а в том, как он их использует.
5. 28-летний ритм переходов от одного возрастного периода жизни человека на
другой.
В течение определённого периода жизни в организме человека накапливаются различного рода возрастные изменения. Постепенно их становится всё больше.
И тогда срабатывает закон перехода количества в качество.
Происходит генеральная перестройка всего организма и его переход на следующий
возрастной уровень функционирования. Я явственно ощутил и
пережил три такие перестройки:
Первая (I) перестройка - в возрасте 17-19 лет. Переход из подростково-юношеского
возраста в раннезрелый возраст.
Происходило постепенное осознание и ощущение своей полной физиологической и
интеллектуальной зрелости. Избавление от подростково-юношеской лабильности и
неприкаянности. Нарастание целенаправленного и всё более прагматичного
отношения к жизни. Уверенные настойчивые действия, направленные на получение
высшего технического образования.
Интеллект на высоте на протяжении всех этих лет. Успехи
в учёбе устойчивые, без значительных колебаний.
Здоровье и физический тонус в 17-18 лет средние, в возрасте 19-21 лет состояние
здоровья и физическая форма на высоком уровне.
В настроении превалировал оптимизм в отношении будущего.
Вторая (II) перестройка - в возрасте 45-47 лет, через 28 лет после первой . Переход из зрелого возраста в пожилой возраст. Постепенное осознание того, что молодые годы в
общем-то остались позади.
Для многих мужчин этот период жизни характерен
заметным снижением общего жизненного тонуса, некоторым ухудшением здоровья,
усилением протестно-критического настроя, определённым недовольством всем ходом жизни...
Что касается меня, то проявилось новое усиление интеллектуальной активности. Профессиональная
работа высокого качества. Одновременно занялся изучением
вопросов, вызывавших у меня чувство несогласия и протеста. Собрал много научного и исторического материала по проблемам
немецкого национального меньшинства в дореволюционной России и в СССР.
Впоследствии опубликовал 10 статей в газете "Neues Leben". Мог бы написать ещё 10 статей, но проблема исчезла в связи с выездом практически всех этнических немцев из бывшего СССР в Германию.
Состояние здоровья и общий жизненный тонус поддерживались регулярными
турпоходами в тайгу зимой и летом.
В целом сформировался неплохой настрой:"Ничего, поживём ещё!"
Третья (III) перестройка - в возрасте 73-75 лет, через 28 лет после второй . Переход из пожилого в преклонный возраст. Осознание и ощущение существенного ухудшения качества жизни как следствие необратимых возрастных изменений организма.
Очередное усиление интеллектуальной активности. Изучил некоторые закономерности жизни человека. Написал "Ритмы моей жизни".
Состояние здоровья и общий жизненный тонус где-то на среднем уровне (если не
считать периоды гриппозно-вирусных эпидемий).
Во 2-ой половине 74-го и 1-ой половине 75-го годов жизни пережил
полномасштабную так называемую скрытую (маскированную) депрессию, которая
проявляется в различного рода сомато-вегетативных отклонениях от нормы. У меня
эта депрессия вызвала сильнейшее похудание, тахикардию, скачки артериального
кровяного давления, расстройство желудочно-кишечного тракта и т. п.
В то же время аффективные нарушения, тоска, интеллектуальное и моторное
торможение были выражены мало.
Март 2010 года. Кризис последнего возрастного перестроечного периода
закончился.
Состояние здоровья и общий жизненный тонус полностью нормализовались, но теперь
уже на другом возрастном уровне функционирования организма и сознания.
Вновь возникло чувство определённого оптимизма: "Ничего, и при этом уровне
здоровья и способностей можно ещё неплохо пожить!"
Таковы мои три переходных периода из одного возраста на другой.
Общей их особенностью является то, что они происходили в годы максимального
значения фазы подъёма интеллектуального ритма и минимального значения фазы
спада биоритма.
6.Картина моей жизнив графиках ритмов.
На мой взгляд эта картина в целом типична для большинства людей со средним
уровнем здоровья и без каких-либо значительных отклонений от нормы.
К такому выводу я пришёл в результате анализа всех выше указанных материалов.
В деталях картина жизни у каждого человека своя. Это связано с тем, что каждый
человек уникален по своим личностным особенностям и характеристикам.
Теперь пора переходить к совмещённому схематичному графику всех многолетних
эндогенных ритмов моей жизни:
Биоритмы показаны зелёным цветом;
Интеллектуальные - синим цветом.
Условные сокращения:
о. в. - обмен веществ;
и. п. - интеллектуальный потенциал.
Анализ графика выявляет следующую закономерность: при совпадении по знаку фаз
обоих ритмов и сближении во времени предельных значений этих фаз происходит
усиление воздействия обоих ритмов на организм - как положительное, так и
отрицательное (читай пояснения к графику ритмов).
Пояснения к графику ритмов.
Чтобы правильно анализировать и понимать график био...и интеллектуальных ритмов,
надо не упускать из вида, что жизнь человека проходит в рамках постоянного
снижения интенсивности обменных процессов в организме и уменьшения
интеллектуального потенциала (см. график).
Так, интенсивность (скорость) обменных процессов снижается, начиная с 10 лет,
через каждые 14 лет примерно на 10-13% от максимального значения. То же можно
сказать и про интеллектуальный потенциал, который снижается в соответствии с
математическим законом "золотого сечения".
Организм периодически перестраивается на новый режим функционирования,
соответствующий сформировавшимся к этому моменту уровням биологических и
интеллектуальных возможностей.
У меня, например, такие перестройки происходили в жизни три раза (см. график):
Первая (I) - в 17-19 лет. Интенсивность обменных процессов (о.в.) составляла тогда
90%; интеллектуальный потенциал (и.п.) - 100%.
Вторая (II) - в 45-47 лет. О.в. - 70%; и.п. - 85%.
Третья (III) - в 73-75 лет. О. в. - 46%; и.п. - 60%.
Всё выше сказанное приводит к уменьшению размаха и силы проявления био... и
интеллектуальных ритмов. После 67 лет жизни сила ритмов в фазе
подъёма уже существенно уменьшается, а после 81 года жизни сила ритмов в этой
фазе настолько мала, что её проявление едва заметно. В то же время проявлению в
полной мере силе ритмов в фазе спада ничто не мешает.
Поэтому мировосприятие и мироощущение старых людей, мягко говоря, не столь
радостно и оптимистично, как у молодых людей.
Важными вехами жизненного пути мужчины (у женщин рассматриваемые нами сейчас
ритмы проявляются несколько по-иному) являются
возрасты: 28; 35-37; 56; 63-65; 84 и 91-93 годы жизни.
В 28, 56 и 84 годы, когда происходит практически полное совпадение обоих ритмов
(био...и интелл.) в фазе подъёма, большинство мужчин,
как правило, приходят к выводу о необходимости внести коррективы в свою жизнь.
Неявно проявляющиеся, но мощные импульсы побуждают их к этому.
Они ощущают потребность в реорганизации и упорядочении жизни, в
направлении её в новое русло. И человек осуществляет свои планы в той мере, в
какой на тот момент позволяют ему это сделать возможности и обстоятельства.
В периоды 35-37; 63-65 и 91-93 годов жизни оба ритма (см. график) тоже
находятся в фазе подъёма на достаточно близком по времени расстоянии друг от друга. Эти периоды характерны тем,что мужчина на этот раз прилагает все усилия к тому, чтобы довести до
логического завершения планы по реорганизации своей (а вместе с ним и своей семьи) жизни.
Однако лишь единицам удаётся полностью осуществить эти планы и мечты. Остальным
приходится довольствоваться более скромными результатами соответственно своим
личным качествам, способностям и реальным возможностям. Очень многие из них
ограничиваются подстройкой своего образа и стиля жизни
под модные на тот момент веяния, включая профессиональные, по обустройству
квартиры, проведению досуга, хобби, спортивные, туристические и т.д. и т. п.
Это тоже неплохой вариант самоутверждения личности (я не включаю сюда
алкоголиков, наркоманов, бичей и всякого рода извращенцев).
Когда оба ритма находятся в фазе спада и их предельные минусовые значения
совпадают или находятся достаточно близко по времени друг от
друга, у многих мужчин происходит ухудшение состояния здоровья,
снижение энергии и проявление эмоциональной и интеллектуальной инертности. Это
происходит (см. график) примерно в 23-25; 32-33; 51-53; 60; 79-81 и 88 годы жизни.
Анализируя график можно объяснить и некоторые другие феномены мужчин. Например,
где-то в 41-42 года жизни мужчины (далеко не все) вновь ощущают потребность в
романтической любви. У них усиливается интерес и внимание к молодым женщинам и девушкам. Соответственно меняется поведение. Учащаются
скандалы в семье. Иногда это заканчивается разводом.
Если посмотреть на график ритмов, то увидим, что в эти годы положительная фаза
биоритма (т.е. физиологическое состояние) находится на взлёте, а интеллект в"подвале".
Через пару лет мужчина успокаивается. Но в это время наступает период второй (II)
возрастной перестройки организма мужчины, которая может проявиться в заметном
снижении общего жизненного тонуса, в существенном ухудшении здоровья, усилении
протестно - критического настроя, частичной потерей жизненной ориентации,
определённым недовольством всем ходом жизни и т.п.
Интеллек обычно страдает мало, но может дать крен в сторону ненужного умствования.
Возраст с 42 по 47 лет некоторые исследователи считают периодом кризиса
среднего возраста, другие предлагают называть его пятилеткой разброда и шатания мужчины.
Схожие процессы формируются у части мужчин через 28 лет в возрасте 70-75 лет. У супружеских пар, доживших до 70лет, статистика отмечает некоторое увеличение числа разводов по инициативе мужчин.
Период третьей (III) возрастной перестройки организма мужчины часто проходит в более жёстком режиме. У меня, например, пик перестройки в 73-75 лет жизни вылился в критическое состояние здоровья.
Теперь пора сделатьобщий вывод. Он следующий:
Изучение и анализ собранного в представленной работе материала позволил создать
комплексный график всех многолетних эндогенных ритмов моего организма, аналога
которому я не обнаружил в специальной литературе и интернете.
На графике представлены ритмы человека, всё ещё мало и слабо изученные:
7-летний биоритм, 9-летний интеллектуальный ритм, ритм снижения интенсивности
обменных процессов организма человека, ритм снижения интеллектуального потенциала
человека и ритм возрастных перестроек организма человека.
График рисует целостную картину хода ритмов моей жизни с 18 лет - по настоящее
время. Полагаю, что в общем и в целом она типична для большинства людей со
средним уровнем здоровья и без каких-либо иных значительных отклонений от
нормы.
По графику можно с определённой мерой точности предвидеть состояние здоровья,
уровень жизненной активности в разные периоды жизни. Это делает возможным при
необходимости должным образом подготовиться для своевременного укрепления здоровья, чтобы
действовать с максимальным эффектом в своей жизни и в профессиональной деятельности.
И, наконец, просто знать о закономерностях, которые наряду со многими другими
факторами формируют режим функционирования нашего организма, имеет смысл и пользу.
Бонн - Магадан - Бонн Март 2009 - Март 2010
О факторах, влияющих на тонус и функционирование нашего организма
Основными факторами, влияющими на состояние здоровья и уровень жизненной активности, являются воздействия внешней среды и процессы, протекающие внутри нас самих.
Факторы внешней среды нам более знакомы. Всем известны ежесуточная смена дня и
ночи и ежегодные сезонные изменения.
Метеорологи постоянно информируют нас о предстоящих изменениях погоды:
температуре, влажности воздуха, скорости ветра и т.д.
Мы учитываем предстоящие изменения всех этих факторов и соответственно
подготавливаемся к ним. Это помогает нам сохранять и даже укреплять наше здоровье.
Геннадий Онищенко регулярно предупреждает нас о надвигающихся эпидемиях гриппа
и других инфекционных болезней. Люди своевременно делают прививки и тем самым
сводят к минимуму последствия этих эпидемий.
Процессы, протекающие внутри организма человека, многочисленны и разнообразны
по силе воздействия и по продолжительности. Одни из них хорошо известны, другие менее известны.
К ним, в частности, относятся не резко выражающиеся многолетние эндогенные ритмы, например: 7-летний биоритм, 14-летний ритм снижения интенсивности
(скорости) обменных процессов в организме человека и другие.
Ритмичность - фундаментальное свойство жизни, проявляющееся на всех уровнях её организации. Это свойство жизни не следует игнорировать.
Ритмы в существенной мере определяют тонус и ход нашей жизни.
Невозможно составить грамотную и эффективную программу укрепления здоровья и
реализации жизненных планов без знания и учёта фундаментальных закономерностей,
которые наряду со многими другими факторами формируют режим
функционирования нашего организма как природной системы.
О многолетних эндогенных ритмах я расскажу ниже в "Ритмах моей жизни"
Ритмы моей жизни
Информация о некоторых закономерностях нашей жизни.
Ритмичность - универсальный феномен живой и неживой природы, общий принцип организации различных природных процессов. Такова сущность основного закона природы.
Объектами исследования и выявления у меня я сделал следующие всё ещё достаточно таинственные и слабо изученные многолетние эндогенные ритмы человека:
1. 7-летний биоритм - ритм функционирования организма как
физиологической системы;
2. 14-летний ритм снижения интенсивности (скорости)
обменных процессов в организме человека;
3. 9-летний интеллектуальный ритм - ритм функционирования
мозга как интеллектуально-психологической, информационно-аналитической и
командно-регулирующей системы человека;
4. Периодичность снижения интеллектуального потенциала
человека;
5. 28-летний ритм переходов от одного возрастного периода
жизни человека на другой.
В основу исследования этих ритмов я положил анализ событий личной жизни и
громадный объём соответствующей информации из интернета.
Из информации, полученной через интернет, наибольшее доверие у меня вызвали научно-обоснованные положения:
1. Трохана А.М.- профессора,
доктора технических наук, академика Метрологической академии, автора более 200
научных трудов и изобретений;
2. Максименко С. Д.- профессора, доктора психологических
наук, академика-секретаря отделения психологии и дефектологии АПН Украины,
директора института им.Костюка АПН Украины;
3. Краузе Т. М.- Межрегиональная академия управления
персоналом, г. Харьков; Статья:"Биоритмы: истоки пространственно-временной организации человека";
4. Мелешевича А. В.- Институт генетикм и цитологии НАН
Белоруссии, г.Минск, Доклад:"Материалы к обоснованию онтогенеза человека в плане процесса скорости
регенерации повреждённых тканей".
1. 7-летний биоритм человека.
Академик Трохан А. М. убеждён в существовании 7-летнего ритма человека, на протяжении которого подъём
жизнедеятельности и активности человека сменяется состоянием ослабленного здоровья и физической вялости, которое длится 1-2 года. Смена таких состояний столь же необходимы и естественны, как ночной сон после трудового дня.
В эти годы происходит перестройка различных функций человеческого организма.
Наблюдаются так называемые блуждающие фазы. Фазы могут сдвигаться вперёд или назад во времени и иметь различную продолжительность. Такие сдвиги фаз - нормальное явление.
Отсутствие блуждающих фаз биоритмов, точное постоянство частоты - признак не здоровья, а болезни.
Фазы подъёма всегда значительно длиннее фаз спада.
В вопросе о том, какие факторы формируют 7-летний биоритм человека и с какой
фазы он начинается изначально, существует ряд малоубедительных гипотез.
Наиболее распространено мнение, что 7-летний биоритм - это результат обновления клеток организма человека. Сторонники этой версии считают, что за 7-7,5 лет происходит достаточное обновление тканей тела,чтобы состояние здоровья человека восстановилось.
Но возникает вопрос, соответствует ли это утверждение реальным процессам, имеющим место в нашем организме.
Известно, что различные клетки тела имеют очень разную продолжительность
существования и периоды их обновления редко когда совпадают.
Например, время обновления кожи составляет 2 недели; крови - 150дней; печени - 1 год; костей - 10 лет; кишечника - 16 лет; мышц - 15 лет; возраст мозга всегда равен календарному возрасту человека; возраст сердца остаётся загадкой и т.д.
Тем не менее, из одной научно-популярной публикации в другую кочует миф: наше
тело почти полностью обновляется за 7 лет.
В молодые годы, как известно, процессы восстановления здоровья идут быстрее, а
в старческом возрасте сильно замедляются. Однако 7-летний биоритм проявляется в течение всей жизни неизменно и регулярно.
Видимо, существуют другие факторы, которые непрерывно действуют на человека так,
что регулярно и постоянно формируют этот ритм.
Здесь я хотел бы высказать свои соображения по этому вопросу.
Краузе Т. М. в своей статье привёл данные о продолжительности как врождённых,
так и формирующихся в течение жизни биоинформационных ритмов человека.
Из них наибольший интерес представляет ритм, формирующийся в процессе
внутриутробного вынашивания и рождения ребёнка. Как известно, вынашивание
ребёнка в утробе матери длится 280 суток. Затем 40 суток проходит процесс
синхронизации ритмов мозга младенца с ритмами космофизического информационного
поля. Эти 40 суток являются периодом дозревания младенца до состояния полноценного ребёнка-человека.
Полный период, в течение которого происходит зарождение, развитие и окончательное формирование ребёнка, составляет таким образом:280+40=320 суток(более точно 319,85 суток) .
Реальным днём рождения ребёнка являются 40-ые сутки после его появления на свет, т. е. 320-ые сутки после его зачатия (а не 280-ые сутки).
Эти 320 суток являются естественным, врождённым, первичным биоритмом человека.
На этот ритм накладываются все остальные природные ритмы, в том числе годовой
космофизический ритм, который равен 365,25 суткам.
8 врождённых биоритмов точно укладываются в 7 годовых ритмов: 319,85x 8 =2558,8 суток;
365,25x 7= 2556,7 суток. 2558,8 - 2556,7 = 2,1суток.
Несовпадение реального дня рождения с календарным на стыке каждых 7-го и 8-го годов жизни составляет всего 2,1 суток. Эта разница столь мала, что ею можно пренебречь.
Реальный день рождения ребёнка выпадает на конкретный день года, который является календарным днём рождения человека.
В этот день земля, луна и солнце располагаются совершенно определённым образом по отношению друг к другу и формируют в это время гравитационное поле, электромагнитное поле и другие поля
и потоки, которые в другие дни года имеют другую интенсивность и направление,
поскольку взаимное расположение в космосе земли, луны и солнца тогда уже другое.
Характеристики гравитационного, электромагнитного и других полей первого дня
рождения запечатлеваются в организме и мозгу только что родившегося ребёнка на всю жизнь.
Вообще в мозгу человека хранится вся информация, поступающая из окружающего мира.
Проблема человека заключается не в том, чтобы что-то запомнить, а в том, чтобы что-то вспомнить.
Можно с достаточной уверенностью полагать, что периоды максимальной несинхронности
врождённого биоритма с годовым космофизическим плохо отражается на самочувствии
человека и на здоровье его организма. Это схоже с работой в ночную смену. Таким
периодом является 4-ый год каждой очередной семилетки жизни человека. Этот
период называется фазой спада 7-летнего биоритма.
А периоды полной синхронности и малой несинхронности врождённого ритма с годовым ритмом лучше и легче переносятся человеком. Такой период называется фазой подъёма 7-летнего биоритма. На него выпадают 1-ый, 2-ой, 6-ой и 7-ой годы каждой очередной семилетки жизни человека.
Ход врождённого биоритма и годового космофизического ритма с большой точностью повторяются каждые 7 лет, начиная с первого реального дня рождения. И именно взаимовоздействие этих двух ритмов, надо
полагать, является основным фактором, который формирует 7-летний биоритм человека.
Краузе Т. М. установил, что генеральная коррекция всех ритмов осуществляется в жизненном цикле человека в: 0 лет; 7 лет; 14 лет; 28 лет; 56 лет и 112 лет. Эти годы являются нулевыми точками всех ритмов, так как в этих точках совпадают периоды и фазы всех колебаний ритмов, т. е. происходит полная синхронизация ритмов.
В годы совпадения фаз ритмов, как мы установили, человек чувствует себя лучше,
чем в остальные годы. А поскольку первым таким годом является нулевой год, т.е. реальный день
рождения, следовательно, 7-летний биоритм человека начинается в момент рождения с максимального значения фазы подъёма.
В пользу такого вывода свидетельствует и тот факт, что большинство младенцев
рождается в состоянии максимально хорошего физического здоровья, какое только
возможно на тот момент. Природа ставит перед ними задачу во что бы то ни стало
выжить. Всё остальное в тот момент неважно.
Таково моё видение процесса возникновения и формирования 7-летнего биоритма и
вопроса о том, с какой фазы он начинает проявляться изначально у человека.
Нормальный ход ритмов и их сила могут начать проявляться лишь к 18-20 годам
жизни, когда процесс физического формирования человека практически завершился.
До этого возраста человек проходит период бурного роста, развития и перестройки
всех систем и органов организма. Интенсивность развития молодого организма полностью заслоняет и затмевает ход всяких там ритмов, циклов и фаз.
Что касается меня, то по моим воспоминаниям о годах студенческой жизни наилучшее здоровье, хорошая физическая форма и высокий жизненный тонус были у меня в 21 и 22 г.г. жизни.
Считаю, что именно в этом возрасте я находился в фазе подъёма 7-летнего
биоритма. В дальнейшем этот подъём (иногда больше, иногда меньше) отмечался у
меня через каждые примерно 7 лет.
2. 14-летний ритм снижения интенсивности (скорости) обменных процессов в
организме человека.
Из доклада Мелешевича А. В., прочитанного им в институте генетики и цитологии
НАН Белоруссии, можно сделать следующий вывод:
Установлено 7 периодов в жизни человека, в течение которых гомеостаз (т. е.
постоянство внутренней среды организма) не меняется: от 1 года до 10 лет вкл.; от 11 лет до 24 лет вкл.; от 25 лет до 38 лет вкл.; от 39 лет до 52 лет вкл.; от 53 лет до 66 лет вкл.; от 67 лет до 80 лет вкл.;
и от 81 года до 94 лет вкл.
Переход от одного к следующему периоду происходит не по годам, месяцам, суткам
и даже не по часам,а дискретно, скачкообразно.
Смена состояния организма человека происходит между: 10 и 11; 24 и 25; 38 и 39; 52 и 53; 66 и 67;
80 и 81; 94 и 95 годами.
Общей особенностью этих переходов является то, что они происходят в момент
предельного нижнего значения фазы спада 7-летнего биоритма.
При этом скорости обменных процессов в организме (в том числе скорость
выработки максимально возможного количества энергии за единицу времени) каждый
раз снижается на 10-13% и составляет от 1 года до 10 лет вкл.- 100% ; от 11 до 24 лет вкл.- около 90% ; от 25 до 38 лет вкл.- около 80% ;от 39 до 52 лет вкл.- около 70% ; от 53 до 66 лет вкл.- около 58% ;
от67 до 80 лет вкл.- около 46% ;от 81 до 95 лет вкл.- около33% ; после 95 лет- около 20% и мене.
После 95 лет организм человека вырабатывает так мало энергии, что её едва
хватает на поддержание физиологических процессов организма.
Приведённые данные относятся к человеку в обычном нормальном состоянии здоровья.
Смена скорости (интенсивности) обменных процессов в организме человека
осуществляется следующим образом.
Ядро клетки человека содержит 22 пары автосом и 1 пару половых хромосом. Они(половые хромосомы) состоят из 7 групп автосом, обозначаемых буквами А, B, C, D, F и G. Эти группы называются энергоблоками.
Группа А отвечает за начальный, наиболее высокий по интенсивности развития, уровень реактивности и скорсти обменных процессов в организме человека в период жизни от 1 года до 10 лет вкл.
Группа В регулирует скорости обменных процессов в период жизни от 11 до 24 лет вкл.;
группа С- с 25 до 38 лет вкл.; группа D - с 39 до 52 лет вкл.; группа Е - с 53 до 66 летвкл.;
группа F - с 67 лет до 80 лет вкл.; группа G - с 81 до 94 и более (в редких случаях) лет.
Отработав 10 лет энергоблок А спонтанно отключается, после чего самопроизвольно
по программе, заложенной в генах, включается энергоблок В на период в 14 лет. Аналогично происходит последовательное отключение и включение всех остальных энергоблоков (С, D, E, F и G).
Отключение седьмого- G - блока знаменует терминальный период жизни человека.
Отключение G - блока ведёт к естественной кончине человека, дожившего до своего генетически запрограммированного предельного возраста (иногда 100 и более лет)
3. 9-летний интеллектуальный ритм человека.
Особенности развития и функционирования интеллектуальных творческих способностей человека неплохо (даже оригинально) осветил академик Максименко С.Д.
Он полагает, что развитие интеллектуальных творческих способностей происходит в соответствии с математическим законом "золотого сечения"- закона природы и жизни человека.
О золотом сечении знали ещё в древнем Египте и Вавилоне, в Индии и Китае, в древней Греции.
Золотое сечение - это деление непрерывной величины на две части в таком
отношении, при котором меньшая часть относится к большей, как большая ко всей величине. Отношение большей части к меньшей составляет 62:38. По закону золотого сечения в ряду чисел последующее число всегда больше предыдущего в1,618 раз, а величина любого числа всегда равна сумме двух предыдущих.
Золотое сечение широко распространено в природе, Так, деление тела человека точкой пупа - важнйший показатель золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах 13:8 =1,625, а пропорции женского тела - 8:5=1,6.
Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела - длина плеча предплечья и кисти, кисти и пальцев.
Закономерности золотой симметрии широко распространены в растительном и животном мире,в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов и т. д.
Эти закономерности, как указано выше, есть в строении отдельных органов человека и тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционированииголовного мозга и зрительного восприятия.
Золотое сечение имеет множество замечательных свойств, но ещё больше
вымышленных. Многие люди стремятся найти золотое сечение во
всём, используя случайные совпадения и прибегая к подгонке
к желаемому результату.
Для исследования проблем развития интеллектуальных творческих способностей
академик Максименко С. Д. использует числа Фиббоначчи:1,2,3,5,8,13,21 и т. д.
Эти числа используются преимущественно в архитектуре и искусстве. Их особенностью является то, что они округлены в большую сторону, что приводит к чрезмерному большому значению последующих чисел.
Существует другой ряд чисел, соответствующий закону золотого сечения, - это
первый ряд чисел по ГОСТу СССР, а именно: 1;1,6; 2,5; 4; 6,3; 10; 16... Числа
этого ряда, наоборот, округлены в сторону уменьшения, что приводит к уменьшению последующих чисел.
Я взял из обоих приведённых рядов седьмое число. В первом случае это число 21,
а для второго случая - число 16. Среднее значение этого числа будет: (21+16) : 2=18,5.
Это число означает возраст, когда проявляется какая-то фаза ритма мозга человека как
интеллектуально-психологической, информационно-аналитической и командно-регулирующей системы.
Чтобы определить, в какой фазе ритма я в этом возрасте находился, надо вспомнить о своих делах и успехах в период с 16 по18 лет.
А они следующие. В 16 лет я был чемпионом школы по шахматам и руководителем
шахматного кружка в поселковом Дворце культуры.
В 18 лет легко, просто и изящно сдал все вступительные экзамены в институт.
Набрал 23 балла из 25 возможных.
Потом повторно сдал за одного парня экзамены по русскому языку и литературе устно - тоже на оценку 5. Затем сдал за другого парня экзамены устно по физике и математике - и опять на 5.
Первый курс проучился без каких-либо проблем с оценками 4 и 5.Тогда мне было 19 лет.
Это был период повышенной интеллектуально-психологической активности,
сопровождавшейся творческими успехами, определённым чувством энтузиазма и
спокойной уверенностью в правильности принимаемых решений и действий.
Где-то в 18,5 лет я достиг максимума фазы подъёма интеллектуального ритма
функционирования мозга как интеллектуально-психологической, информационно-аналитической
и командно-регулирующей системы.
Жизнь и практика работы, в частности в качестве конструктора, показали, что
подъём интеллектуальной активности проявлялся у меня примерно каждые 9-10 лет жизни.
Какие факторы повлияли на величину этого ритма, сказать не могу.
Академик Трохан Ф. М . отмечает, что все ритмы не абсолютно одинаковы и имеют
индивидуальные различия, т. е. зависят от индивидуальных особенностей личности.
Он также считает, что космофизические факторы более существенно влияют на жизнь
на на земле, чем принято считать. Эти факторы могут сформировать определённые
ритмы у людей.
Мой 9-летний ритм мог сформироваться под воздействием фактора влияния Луны на Землю.
Известно, что наиболее высокое и наиболее низкое стояние Луны над горизонтом регулярно чередуются через каждые 9,3 года.
Это приводит к тому, что скорость вращения Земли вокруг
своей оси также меняется каждые 9,3 года. Соответственно изменяются
гравитационное поле, магнитное поле и другие поля Земли.
А регулярно повторяющиеся воздействия на человека внешней среды, как известно,
формируют соответствующие ответные реакции и ритмы организма, в том числе
головного мозга человека.
Академик Трохан А. М. обращает внимание на то, что многократно проводившийся
методом экспертных оценок контроль за работой лучших астрологов показал, что
правильный прогноз они дают примерно в 70% случаев. Это значительно выше, чем в
прогнозах фундаментальных наук, в футурологии и в метеорологии.
Это утверждение заинтересовало меня. Я проверил, насколько же совпадает
астрологический прогноз с реальными событиями моей жизни. Результаты проверки
таковы:
-- Мой цикл формирования - годы закладывания фундаментально важной информации,
обучения и приобретения опыта (формирования жизненной основы) - заканчивается
по прогнозу в 29 лет.
Действительно, в 28 лет я женился, на следующий год родилась
дочь. Какое уж там дальнейшее формирование...
-- Мой продуктивный цикл-рабочий цикл, период трудовой деятельности -
заканчивается по прогнозу в 56 лет. Действительно, в 56 лет я вышел на пенсию.
С учётом этой информации можно при желании считать, что мой 9-летний ритм
сформировался не без воздействия космофизических факторов.И, наконец, дополнительным доказательством существования у меня 9-летнего
интеллектуального ритма является, возможно, то обстоятельство, что я начал
писать эту работу накануне моего 74-летия: 9,3x 8=74,4!
Неплохо было бы, если бы этот ритм проявился в моей жизни ещё пару раз!
4. Периодичность снижения интеллектуального потенциала человека.
Все мы знаем, что с возрастом физический и интеллектуальный потенциал человека
снижается. Специальные исследования подтвердили эту общеизвестную истину. Так,
например, краткосрочная вербальная память в 30 лет составляет 96% от максимального значения; в 40 лет - 87%; в 50 - 80%; в 60 лет - 75%.
Производительность интеллектуального труда в результате накопления знаний,
опыта и умения перерабатывать информацию держится на высоком уровне до 39 лет. Затем уровень способности к усвоению новой информации неуклонно снижается.
Большинство исследователей этой проблемы считает, что снижение
интеллектуального потенциала человека происходит не спонтанно и хаотично, а строго
в соответствии с математическим законом золотого сечения.
Ряд достаточно точных чисел, получаемых по этому закону, следующий: 1; 1,6;
2,5; 4; 7; 11; 18; 29; 46; 75; 121 и т. д. Они означают годы
жизни человека, когда его интеллектуальный потенциал достигает определённого
уровня, отличающегося от предыдущего. Для нас наибольший интерес представляют
числа 18, 29, 46 и 75. Эти годы охватывают наиболее активный период жизни человека.
Анализ всей выше приведённой информации выявил, что каждое последующее снижение
интеллектуального потенциала после 30 лет жизни равно удвоенной величине
соответствующего очередного увеличения числа из ряда золотого сечения. Так,
если в 28 лет снижение составляет около 4%, то в 46 лет
оно по закону золотого сечения должно бы равняться 7%.
В действительности оно составляет: 7х2=14%, а в 75 лет - 11х2=22% от
предыдущего уровня соответственно.
В результате я вывёл следующий ряд лет, когда мой интеллектуальный потенциал
устанавливался на определённом стабильном уровне от максимального значения:
18,5лет - 100%; 28 лет - 96%; 46 лет - 82%; 74 года - 60%.
Здесь я хотел бы остановиться на том, что входит в понятие
"интеллект". Под современным определением интеллекта понимается
способность к осуществлению процесса познания и эффективного решения проблем, в
частности, при овладении новым кругом жизненных задач. Интеллект как
способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как:
обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путём анализа,
находить в ней связи, закономерности и отличия т.д.
В обычной жизни человек редко использует все 100% имеющихся у него
интеллектуальных способностей. Как мы выявили выше интеллектуальный потенциал с
возрастом снижается. Но исторические примеры и специальные исследования показывают,
что если использовать в полную меру те 30%-50% интеллекта, оставшиеся от
когда-то достигнутого максимума, то и этого достаточно для успешной
деятельности до глубокой старости.
Так, И. С. Гёте написал последнюю часть Фауста в 82 года;
Исаак Ньютон написал предисловие к своим Принципам в 83 года;
Микельанджело спроектировал купол на соборе св. Петра в 87 лет;
Павлов И. П. до конца жизни (87 лет) руководил институтом физиологии А.мед.Н.СССР.
Похоже, что проблема человека заключается не в том, что у него мало
интеллектуальных творческих способностей, а в том, как он их использует.
5. 28-летний ритм переходов от одного возрастного периода жизни человека на
другой.
В течение определённого периода жизни в организме человека накапливаются различного рода возрастные изменения. Постепенно их становится всё больше.
И тогда срабатывает закон перехода количества в качество.
Происходит генеральная перестройка всего организма и его переход на следующий
возрастной уровень функционирования. Я явственно ощутил и
пережил три такие перестройки:
Первая (I) перестройка - в возрасте 17-19 лет. Переход из подростково-юношеского
возраста в раннезрелый возраст.
Происходило постепенное осознание и ощущение своей полной физиологической и
интеллектуальной зрелости. Избавление от подростково-юношеской лабильности и
неприкаянности. Нарастание целенаправленного и всё более прагматичного
отношения к жизни. Уверенные настойчивые действия, направленные на получение
высшего технического образования.
Интеллект на высоте на протяжении всех этих лет. Успехи
в учёбе устойчивые, без значительных колебаний.
Здоровье и физический тонус в 17-18 лет средние, в возрасте 19-21 лет состояние
здоровья и физическая форма на высоком уровне.
В настроении превалировал оптимизм в отношении будущего.
Вторая (II) перестройка - в возрасте 45-47 лет, через 28 лет после первой . Переход из зрелого возраста в пожилой возраст. Постепенное осознание того, что молодые годы в
общем-то остались позади.
Для многих мужчин этот период жизни характерен
заметным снижением общего жизненного тонуса, некоторым ухудшением здоровья,
усилением протестно-критического настроя, определённым недовольством всем ходом жизни...
Что касается меня, то проявилось новое усиление интеллектуальной активности. Профессиональная
работа высокого качества. Одновременно занялся изучением
вопросов, вызывавших у меня чувство несогласия и протеста. Собрал много научного и исторического материала по проблемам
немецкого национального меньшинства в дореволюционной России и в СССР.
Впоследствии опубликовал 10 статей в газете "Neues Leben". Мог бы написать ещё 10 статей, но проблема исчезла в связи с выездом практически всех этнических немцев из бывшего СССР в Германию.
Состояние здоровья и общий жизненный тонус поддерживались регулярными
турпоходами в тайгу зимой и летом.
В целом сформировался неплохой настрой:"Ничего, поживём ещё!"
Третья (III) перестройка - в возрасте 73-75 лет, через 28 лет после второй . Переход из пожилого в преклонный возраст. Осознание и ощущение существенного ухудшения качества жизни как следствие необратимых возрастных изменений организма.
Очередное усиление интеллектуальной активности. Изучил некоторые закономерности жизни человека. Написал "Ритмы моей жизни".
Состояние здоровья и общий жизненный тонус где-то на среднем уровне (если не
считать периоды гриппозно-вирусных эпидемий).
Во 2-ой половине 74-го и 1-ой половине 75-го годов жизни пережил
полномасштабную так называемую скрытую (маскированную) депрессию, которая
проявляется в различного рода сомато-вегетативных отклонениях от нормы. У меня
эта депрессия вызвала сильнейшее похудание, тахикардию, скачки артериального
кровяного давления, расстройство желудочно-кишечного тракта и т. п.
В то же время аффективные нарушения, тоска, интеллектуальное и моторное
торможение были выражены мало.
Март 2010 года. Кризис последнего возрастного перестроечного периода
закончился.
Состояние здоровья и общий жизненный тонус полностью нормализовались, но теперь
уже на другом возрастном уровне функционирования организма и сознания.
Вновь возникло чувство определённого оптимизма: "Ничего, и при этом уровне
здоровья и способностей можно ещё неплохо пожить!"
Таковы мои три переходных периода из одного возраста на другой.
Общей их особенностью является то, что они происходили в годы максимального
значения фазы подъёма интеллектуального ритма и минимального значения фазы
спада биоритма.
6.Картина моей жизнив графиках ритмов.
На мой взгляд эта картина в целом типична для большинства людей со средним
уровнем здоровья и без каких-либо значительных отклонений от нормы.
К такому выводу я пришёл в результате анализа всех выше указанных материалов.
В деталях картина жизни у каждого человека своя. Это связано с тем, что каждый
человек уникален по своим личностным особенностям и характеристикам.
Теперь пора переходить к совмещённому схематичному графику всех многолетних
эндогенных ритмов моей жизни:
Биоритмы показаны зелёным цветом;
Интеллектуальные - синим цветом.
Условные сокращения:
о. в. - обмен веществ;
и. п. - интеллектуальный потенциал.
Анализ графика выявляет следующую закономерность: при совпадении по знаку фаз
обоих ритмов и сближении во времени предельных значений этих фаз происходит
усиление воздействия обоих ритмов на организм - как положительное, так и
отрицательное (читай пояснения к графику ритмов).
Пояснения к графику ритмов.
Чтобы правильно анализировать и понимать график био...и интеллектуальных ритмов,
надо не упускать из вида, что жизнь человека проходит в рамках постоянного
снижения интенсивности обменных процессов в организме и уменьшения
интеллектуального потенциала (см. график).
Так, интенсивность (скорость) обменных процессов снижается, начиная с 10 лет,
через каждые 14 лет примерно на 10-13% от максимального значения. То же можно
сказать и про интеллектуальный потенциал, который снижается в соответствии с
математическим законом "золотого сечения".
Организм периодически перестраивается на новый режим функционирования,
соответствующий сформировавшимся к этому моменту уровням биологических и
интеллектуальных возможностей.
У меня, например, такие перестройки происходили в жизни три раза (см. график):
Первая (I) - в 17-19 лет. Интенсивность обменных процессов (о.в.) составляла тогда
90%; интеллектуальный потенциал (и.п.) - 100%.
Вторая (II) - в 45-47 лет. О.в. - 70%; и.п. - 85%.
Третья (III) - в 73-75 лет. О. в. - 46%; и.п. - 60%.
Всё выше сказанное приводит к уменьшению размаха и силы проявления био... и
интеллектуальных ритмов. После 67 лет жизни сила ритмов в фазе
подъёма уже существенно уменьшается, а после 81 года жизни сила ритмов в этой
фазе настолько мала, что её проявление едва заметно. В то же время проявлению в
полной мере силе ритмов в фазе спада ничто не мешает.
Поэтому мировосприятие и мироощущение старых людей, мягко говоря, не столь
радостно и оптимистично, как у молодых людей.
Важными вехами жизненного пути мужчины (у женщин рассматриваемые нами сейчас
ритмы проявляются несколько по-иному) являются
возрасты: 28; 35-37; 56; 63-65; 84 и 91-93 годы жизни.
В 28, 56 и 84 годы, когда происходит практически полное совпадение обоих ритмов
(био...и интелл.) в фазе подъёма, большинство мужчин,
как правило, приходят к выводу о необходимости внести коррективы в свою жизнь.
Неявно проявляющиеся, но мощные импульсы побуждают их к этому.
Они ощущают потребность в реорганизации и упорядочении жизни, в
направлении её в новое русло. И человек осуществляет свои планы в той мере, в
какой на тот момент позволяют ему это сделать возможности и обстоятельства.
В периоды 35-37; 63-65 и 91-93 годов жизни оба ритма (см. график) тоже
находятся в фазе подъёма на достаточно близком по времени расстоянии друг от друга. Эти периоды характерны тем,что мужчина на этот раз прилагает все усилия к тому, чтобы довести до
логического завершения планы по реорганизации своей (а вместе с ним и своей семьи) жизни.
Однако лишь единицам удаётся полностью осуществить эти планы и мечты. Остальным
приходится довольствоваться более скромными результатами соответственно своим
личным качествам, способностям и реальным возможностям. Очень многие из них
ограничиваются подстройкой своего образа и стиля жизни
под модные на тот момент веяния, включая профессиональные, по обустройству
квартиры, проведению досуга, хобби, спортивные, туристические и т.д. и т. п.
Это тоже неплохой вариант самоутверждения личности (я не включаю сюда
алкоголиков, наркоманов, бичей и всякого рода извращенцев).
Когда оба ритма находятся в фазе спада и их предельные минусовые значения
совпадают или находятся достаточно близко по времени друг от
друга, у многих мужчин происходит ухудшение состояния здоровья,
снижение энергии и проявление эмоциональной и интеллектуальной инертности. Это
происходит (см. график) примерно в 23-25; 32-33; 51-53; 60; 79-81 и 88 годы жизни.
Анализируя график можно объяснить и некоторые другие феномены мужчин. Например,
где-то в 41-42 года жизни мужчины (далеко не все) вновь ощущают потребность в
романтической любви. У них усиливается интерес и внимание к молодым женщинам и девушкам. Соответственно меняется поведение. Учащаются
скандалы в семье. Иногда это заканчивается разводом.
Если посмотреть на график ритмов, то увидим, что в эти годы положительная фаза
биоритма (т.е. физиологическое состояние) находится на взлёте, а интеллект в"подвале".
Через пару лет мужчина успокаивается. Но в это время наступает период второй (II)
возрастной перестройки организма мужчины, которая может проявиться в заметном
снижении общего жизненного тонуса, в существенном ухудшении здоровья, усилении
протестно - критического настроя, частичной потерей жизненной ориентации,
определённым недовольством всем ходом жизни и т.п.
Интеллек обычно страдает мало, но может дать крен в сторону ненужного умствования.
Возраст с 42 по 47 лет некоторые исследователи считают периодом кризиса
среднего возраста, другие предлагают называть его пятилеткой разброда и шатания мужчины.
Схожие процессы формируются у части мужчин через 28 лет в возрасте 70-75 лет. У супружеских пар, доживших до 70лет, статистика отмечает некоторое увеличение числа разводов по инициативе мужчин.
Период третьей (III) возрастной перестройки организма мужчины часто проходит в более жёстком режиме. У меня, например, пик перестройки в 73-75 лет жизни вылился в критическое состояние здоровья.
Теперь пора сделатьобщий вывод. Он следующий:
Изучение и анализ собранного в представленной работе материала позволил создать
комплексный график всех многолетних эндогенных ритмов моего организма, аналога
которому я не обнаружил в специальной литературе и интернете.
На графике представлены ритмы человека, всё ещё мало и слабо изученные:
7-летний биоритм, 9-летний интеллектуальный ритм, ритм снижения интенсивности
обменных процессов организма человека, ритм снижения интеллектуального потенциала
человека и ритм возрастных перестроек организма человека.
График рисует целостную картину хода ритмов моей жизни с 18 лет - по настоящее
время. Полагаю, что в общем и в целом она типична для большинства людей со
средним уровнем здоровья и без каких-либо иных значительных отклонений от
нормы.
По графику можно с определённой мерой точности предвидеть состояние здоровья,
уровень жизненной активности в разные периоды жизни. Это делает возможным при
необходимости должным образом подготовиться для своевременного укрепления здоровья, чтобы
действовать с максимальным эффектом в своей жизни и в профессиональной деятельности.
И, наконец, просто знать о закономерностях, которые наряду со многими другими
факторами формируют режим функционирования нашего организма, имеет смысл и пользу.
Бонн - Магадан - Бонн Март 2009 - Март 2010
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen